Главная » Файлы » Учителя » Федотова И.М.

Урок математики 2 класс "Литр- единица измерения количества жидкости"
[ Скачать с сервера (73.0 Kb) ] 14.12.2014, 13:31
Система Л.В.Занкова. 2 класс Учитель: Федотова Ирина Михайловна Тема: «Литр – единица измерения вместимости». Цель: Ввести новую единицу измерения вместимости – литр. Задачи: Предметные • создать условия для открытия учащимися нового для них понятия «вместимость»; • дать первоначальные сведения о способе сравнения предметов по вместимости; Метапредметные • формировать интерес к новому учебному материалу; • учить детей формулировать проблему, находить правильное решение, делать вывод; • развивать логическое мышление на примере сравнения и классификации объектов; • развивать коммуникативные навыки. Оборудование: интерактивная доска; для работы в группах: а) кувшин, кастрюля, банки 2л и 3 л (во всех сосудах налито 1 л воды); б) мензурка 100 мл, стакан 200 мл, банки 250 мл и 500 мл (для измерения воды); в) 4 банки по 1 л (для сливания воды) ХОД УРОКА Этапы урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности учащихся Психоло гический настрой. Актуализация знаний. Учитель: Вот звонок нам дал сигнал: поработать час настал. Так что время не теряем, И работать начинаем. Встало солнышко давно, Заглянуло к нам в окно. На урок торопит нас, Математика сейчас. -Какое у вас настроение? - Чего вы ждете от урока математики? -Ну, что ж, вперед за новыми знаниями. - Давайте проведем разминку. На интерактивной доске карточки: 5 кг, 2 см, 10 кг, 10 см, 1 кг, 1 м, 1 дм - Что вы можете сказать о записи на доске? - Какое задание вы можете предложить с этими величинами? - На какие две группы вы разобьете эти величины? - Расположите единицы измерения массы в порядке возрастания. - Молодец! Единицы измерения длины расположите в порядке убывания. - Давайте вместе подумаем, как поступить в данной ситуации. - Правильно, предложенный вариант имеет право на существование. - Правильно, и этот вариант имеет право на существование. Хорошо! Молодцы, ребята! Математическая разминка закончилась. Вы хорошо поработали. Впереди нас ждет интересная практическая работа. - Хорошее, отличное, волнительное. - Мы ждем чего-то интересного, необычного. - Открытия новых знаний. - На карточках записаны именованные числа. - Их называют величинами. - Разбить их на 2 группы. – Я предлагаю в одну группу отнести 5 кг, 10 кг, 1 кг потому, что это единицы измерения веса. – Во вторую группу я бы отнес 2 см, 10 см, 1 дм, 1 м потому, что это единицы измерения длины. – А еще можно из карточек второй группы составить математическое выражение равенство 10см = 1 дм. – Я бы расположила так: 1 кг, 5 кг, 10 кг – А как быть, если два числа должны стоять на одном месте? – Может быть можно сделать так: 2 см, 10 см, 1 м. 2см, 1 дм, 1 м. – А можно в единицах измерения длины в порядке убывания использовать только одну величину или 10 см, или 1дм ведь эти две величины одинаковые, мы составляли с ними равенство. Открытие новых знаний. а) Создание проблемной ситуации. Поиск способа решения. Поиск способа решения. Б) Самостоятельная работа в группах. Конкретизация и применение способа решения учебной задачи. Контроль процесса и результата освоения способа. Сообщение темы урока Первичное закрепление. Работа с учебником. Физминутка «Насос» Закрепление. Работа с нетбуками (работа в паре) Рефлексивный анализ. Самооценка Домашнее задание (Дети разделены на 4 группы, каждая группа сидит отдельно. Перед детьми на столах у первой группы кувшин, у второй группы банка 2 литра, у третьей группы банка 3 литра, у четвертой группы кастрюля. В каждой ёмкости налито 1л воды.) - Что вы видите у себя на столах? - Какие задания вы можете предложить для работы с тем, что стоит у вас на столах? ( На доске появляется лесенка ) Итак, мы с вами сошлись на мнении, что нужно измерить количество воды в сосудах. - Чем мы всегда пользуемся для измерения? - Как будем работать? - Что затем? - Вот мы с вами и пришли к выводу, что нужно измерить только воду в емкостях. А чем мы всегда пользуемся для измерения? - Сейчас я раздам вам мерки. 1 группа вам – стакан (200 мл), 2 группа вам мензурка (100 мл), 3 и 4 группы вам – баночки (500 мл и 250 мл). - Ребята, когда вы будете измерять старайтесь воду не проливать, так же необходимо наливать полную мерку, а не половину. Приступаем к измерению. Учитель: Давайте проверим, как вы измерили. (Учитель записывает данные на доске.) 1 группа: 5 мерок. 2 группа: 10 мерок. 3 группа: 2 мерки. 4 группа: 4 мерки. Учитель: У кого воды больше? Почему? - Молодцы! А может быть, кто-нибудь знает, какую мерку используют в повседневной жизни для измерения жидкости? - А теперь маленький фокус. Аккуратно перелейте воду из ведерка в эту банку. Что вы можете сказать о количестве воды у каждой группы? ( Банки всех групп выставляются на один стол в ряд) -Правильно! Вместимость этой банки 1 литр. - Ваши мысли по этому поводу? - Где вы уже встречались с этой единицей измерения вместимости? - Кто догадался и может нам назвать тему урока сегодня? - Правильно (открывается запись на доске) 1 литр – единица измерения количества жидкости. Откройте учебник на с. 102 №220 (1). Прочитайте его жужжащим чтением. - Что нового узнали? - Молодцы, вы у меня внимательные читатели! А теперь работаем дальше. Этот же номер, задание под цифрой 2 давайте попробуем выполнить самостоятельно. - Устно выполняем задание 3 этого номера. Молодцы! Я вижу. Что вы хорошо поняли тему нашего урока. - В начале практической работы было предложено узнать, сколько всего воды было первоначально с сосудах. Сможем ли мы сейчас это сделать? – Мы знаем, что у каждой группы было по литру воды. Нам нужно узнать, сколько всего, значит надо 4 раза прибавить 1 литр. - Сделайте запись самостоятельно. Проверяем. Кто может записать на доске? Сравните у кого так же? Как можно назвать полученную запись? - Молодцы! А теперь насос включаем, Воду из реки качаем, Влево — раз, вправо — два, Потекла ручьём вода. Мы наполнили давно – кадку, бочку и ведро, ванну, тазик, два ведра… Выключать насос пора, Емкость вся наполнена. - О каких емкостях шла речь в физминутке? А) Игра “Верю – не верю”. – А сейчас поиграем в игру “Верю – не верю”. Если вы согласны с моим утверждением, то хлопаете, а не согласны – нет. • В эту банку (учитель демонстрирует банку в 1 литр) умещается 1 сантиметр жидкости. • Массу арбуза нельзя измерить в литрах. • Объем жидкости измеряется в килограммах. • Единица измерения объема жидкости называется литр. Б) Беседа о значении измерений. Сообщения учащихся. – Ребята, а для чего надо измерять объем жидкости, измерять длину, массу? – Очень интересно иногда что-то измерить. Измерения - одно из важнейших дел в современной жизни. Но не всегда было так. Сейчас ребята расскажут вам о некоторых фактах. Измерения - одно из важнейших дел в современной жизни. Но не всегда было так. Когда первобытный человек убивал медведя он, конечно, радовался, если тот оказывался большим. Это обещало сытую жизнь ему и всему племени на долгое время. Но он не тащил тушу медведя на весы: в то время никаких весов не было. Позднее люди стали жить группами. Начался обмен товарами. Тогда появилась нужда в измерениях. Царские писцы должны были знать, какова площадь поля у крестьянина, сколько зерна он должен отдать царю. Когда начали строить корабли, нужно было заранее наметить размеры: иначе корабль затонул бы. Первоначальные древние меры жидкости - бочка и ведро – остаются неустановленными . Есть основание полагать, что ведро вмещало 33 фунта воды, а бочка – 10 ведер. - Мы проведем практическую работу, поможем Маше и Мише заполнить аквариум в компьютерной долине. - Ваша задача налить воду в аквариум и не намочить пол. Использовать можно только 2 кнопки: +3 и - 2 - Добились ли мы своей цели? - Молодцы! Вот как много мы успели сделать сегодня на уроке, много чему научились. Значит, цели урока мы выполнили! - С. 102 №221 (2,3), измерять вместимость кастрюль литровыми банками, а также другими мерками. - А теперь урок закончен. Спасибо за работу. Мне очень понравился сегодняшний урок. Вы – молодцы! - Я предлагаю узнать, сколько воды в каждом сосуде. - Можно ещё узнать, сколько всего воды во всех сосудах. - Можно выяснить, где воды больше, а где меньше. - Я предлагаю взять ведро, слить всю воду вместе и измерить её количество. -Можно поставить все сосуды в ряд и измерить высоту воды линейкой. - Я думаю, нужно взвесить воду и сразу станет ясно, где масса воды больше. - Нам нужна какая -нибудь мерка. - Лучше работать в группах. - Затем сравним результат каждой группы. - А затем проверим по учебнику. ПРОВЕРКА: 1 гр.- 5 ст. по 0,2л; 2 гр.- 4 кр. по 0,25л; 3 гр. – 2 б. по 0,5л. - У ребят первой группы налито больше воды: ведь в кастрюлю поместилось 5 мерок, а это больше, чем 4 и 2. – Но кастрюля тяжелая железная, а кувшин пластмассовый – легкий, вес будет разный. – Давайте поставим посуду в ряд и посмотрим, где воды выше, там и больше. – Но ведь так тоже не получится. Кастрюля широкая и банки разной ширины. Будет не правильно. – Надо воду перелить куда-то - Нужна какая-то мерка. – У второй группы 10 мерок, значит у них воды больше. – Но у них мерка самая маленькая, а у нас банка самая большая, поэтому всего 2 мерки. – Так нечестно, надо, чтобы у всех мерки были одинаковые. - Это литр. - Воды сразу было одинаково на каждом столе, только мы не смогли ее сравнить, потому что посуда была разная, а единой мерки у нас не было. - Можно сказать, что количество воды в банках получилось одинаковое, а мерки были разные. - Мы взяли разные мерки, а нужно было одинаковые. - В магазинах продают сок в пакетах 1 литр, 2 литра. - Мама покупает молоко, кефир в пактах по 1 литру. - Папа заправляет на заправке машину бензином, ему автомат заливает 10 литров, 20 литров. – Новая единица измерения жидкости. – Жидкость измеряют в литрах. Дети читают. – Я узнал, что литры сокращенно пишутся буквой л. – А еще, если измеряют жидкость, то говорят, что измеряют вместимость. Дети читают: 6л , 28л , 15л. 1+1+1+1=4 л – Это математическое равенство. – Это сумма четырех одинаковых чисел. - Ванна, тазик, бочка, ведро, кадка…. - не хлопают - хлопают - не хлопают - хлопают К доске выходят ученики. У каждого рисунок, иллюстрирующий его сообщение. • Тело человека на две трети состоит из жидкости, значит во мне примерно 14 литров жидкости. • Страус, самая большая птица на земле, за один раз может выпить 70 литров воды. • А верблюд выпивает 100 литров воды за один раз. • Через струю воды шириной в иголку вытекает примерно 800 литров воды в сутки. Дети выполняют работу в паре. – Мы должны были научиться измерять количество жидкости в посуде. – Мы можем сравнивать вместимость разной посуды. – А еще, если нужно будет узнать, сколько литров в двух или трех сосудах мы сможем найти. - Да. В заключение предлагаю вам игру «Математическая грамматика» ЖИЗНЬ - ЗНЬ+ Д+КОСТЬ= ИЗВОЗ-ВОЗ+ МЕРА–А+ ИТЬ= ЛИЛ – Л +ТР= А вот вам в подарок – загадка. Смастерили из досок И надели поясок, И хранит посуда эта С грядки собранное лето. - Как вы думаете, является ли бочка мерой измерения вместимости? Узнайте у родителей или в библиотеке, чем раньше измеряли жидкость. ПРОВЕРКА. Дети доказывают решения каждого задания, объясняют поставленные знаки. - Закрепляли ранее изученный материал ЖИДКОСТЬ ИЗМЕРИТЬ ЛИТР. Бочка.
Категория: Федотова И.М. | Добавил: Ирма
Просмотров: 670 | Загрузок: 9 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: