Система Л.В.Занкова. 2 класс
Учитель: Федотова Ирина Михайловна
Тема: «Литр – единица измерения вместимости».
Цель: Ввести новую единицу измерения вместимости – литр.
Задачи:
Предметные
• создать условия для открытия учащимися нового для них понятия «вместимость»;
• дать первоначальные сведения о способе сравнения предметов по вместимости;
Метапредметные
• формировать интерес к новому учебному материалу;
• учить детей формулировать проблему, находить правильное решение, делать вывод;
• развивать логическое мышление на примере сравнения и классификации объектов;
• развивать коммуникативные навыки.
Оборудование: интерактивная доска; для работы в группах:
а) кувшин, кастрюля, банки 2л и 3 л (во всех сосудах налито 1 л воды);
б) мензурка 100 мл, стакан 200 мл, банки 250 мл и 500 мл (для измерения воды);
в) 4 банки по 1 л (для сливания воды)
ХОД УРОКА
Этапы
урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности учащихся
Психоло гический
настрой.
Актуализация знаний. Учитель:
Вот звонок нам дал сигнал:
поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем.
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
На урок торопит нас,
Математика сейчас.
-Какое у вас настроение?
- Чего вы ждете от урока математики?
-Ну, что ж, вперед за новыми знаниями.
- Давайте проведем разминку.
На интерактивной доске карточки:
5 кг, 2 см, 10 кг, 10 см, 1 кг, 1 м, 1 дм
- Что вы можете сказать о записи на доске?
- Какое задание вы можете предложить с этими величинами?
- На какие две группы вы разобьете эти величины?
- Расположите единицы измерения массы в порядке возрастания.
- Молодец! Единицы измерения длины расположите в порядке убывания.
- Давайте вместе подумаем, как поступить в данной ситуации.
- Правильно, предложенный вариант имеет право на существование.
- Правильно, и этот вариант имеет право на существование. Хорошо! Молодцы, ребята! Математическая разминка закончилась. Вы хорошо поработали. Впереди нас ждет интересная практическая работа.
- Хорошее, отличное, волнительное.
- Мы ждем чего-то интересного, необычного.
- Открытия новых знаний.
- На карточках записаны именованные числа.
- Их называют величинами.
- Разбить их на 2 группы.
– Я предлагаю в одну группу отнести 5 кг, 10 кг, 1 кг потому, что это единицы измерения веса.
– Во вторую группу я бы отнес 2 см, 10 см, 1 дм, 1 м потому, что это единицы измерения длины.
– А еще можно из карточек второй группы составить математическое выражение равенство 10см = 1 дм.
– Я бы расположила так: 1 кг, 5 кг, 10 кг
– А как быть, если два числа должны стоять на одном месте?
– Может быть можно сделать так:
2 см, 10 см, 1 м.
2см, 1 дм, 1 м.
– А можно в единицах измерения длины в порядке убывания использовать только одну величину или 10 см, или 1дм ведь эти две величины одинаковые, мы составляли с ними равенство.
Открытие новых знаний.
а) Создание проблемной ситуации.
Поиск способа решения.
Поиск способа решения.
Б) Самостоятельная работа в группах.
Конкретизация и применение способа решения учебной задачи.
Контроль процесса и результата освоения способа.
Сообщение темы урока
Первичное закрепление.
Работа с учебником.
Физминутка
«Насос»
Закрепление.
Работа с нетбуками (работа в паре)
Рефлексивный анализ.
Самооценка
Домашнее задание
(Дети разделены на 4 группы, каждая группа сидит отдельно. Перед детьми на столах у первой группы кувшин, у второй группы банка 2 литра, у третьей группы банка 3 литра, у четвертой группы кастрюля. В каждой ёмкости налито 1л воды.)
- Что вы видите у себя на столах?
- Какие задания вы можете предложить для работы с тем, что стоит у вас на столах?
( На доске появляется лесенка )
Итак, мы с вами сошлись на мнении, что нужно измерить количество воды в сосудах.
- Чем мы всегда пользуемся для измерения?
- Как будем работать?
- Что затем?
- Вот мы с вами и пришли к выводу, что нужно измерить только воду в емкостях. А чем мы всегда пользуемся для измерения?
- Сейчас я раздам вам мерки.
1 группа вам – стакан (200 мл),
2 группа вам мензурка (100 мл),
3 и 4 группы вам – баночки (500 мл и 250 мл).
- Ребята, когда вы будете измерять старайтесь воду не проливать, так же необходимо наливать полную мерку, а не половину. Приступаем к измерению.
Учитель: Давайте проверим, как вы измерили. (Учитель записывает данные на доске.)
1 группа: 5 мерок.
2 группа: 10 мерок.
3 группа: 2 мерки.
4 группа: 4 мерки.
Учитель: У кого воды больше? Почему?
- Молодцы! А может быть, кто-нибудь знает, какую мерку используют в повседневной жизни для измерения жидкости?
- А теперь маленький фокус. Аккуратно перелейте воду из ведерка в эту банку. Что вы можете сказать о количестве воды у каждой группы?
( Банки всех групп выставляются на один стол в ряд)
-Правильно! Вместимость этой банки 1 литр.
- Ваши мысли по этому поводу?
- Где вы уже встречались с этой единицей измерения вместимости?
- Кто догадался и может нам назвать тему урока сегодня?
- Правильно (открывается запись на доске)
1 литр – единица измерения количества жидкости.
Откройте учебник на с. 102 №220 (1). Прочитайте его жужжащим чтением.
- Что нового узнали?
- Молодцы, вы у меня внимательные читатели! А теперь работаем дальше. Этот же номер, задание под цифрой 2 давайте попробуем выполнить самостоятельно.
- Устно выполняем задание 3 этого номера. Молодцы! Я вижу. Что вы хорошо поняли тему нашего урока.
- В начале практической работы было предложено узнать, сколько всего воды было первоначально с сосудах. Сможем ли мы сейчас это сделать?
– Мы знаем, что у каждой группы было по литру воды. Нам нужно узнать, сколько всего, значит надо 4 раза прибавить 1 литр.
- Сделайте запись самостоятельно. Проверяем. Кто может записать на доске? Сравните у кого так же? Как можно назвать полученную запись?
- Молодцы!
А теперь насос включаем,
Воду из реки качаем,
Влево — раз, вправо — два,
Потекла ручьём вода.
Мы наполнили давно –
кадку, бочку и ведро,
ванну, тазик, два ведра…
Выключать насос пора,
Емкость вся наполнена.
- О каких емкостях шла речь в физминутке?
А) Игра “Верю – не верю”.
– А сейчас поиграем в игру “Верю – не верю”. Если вы согласны с моим утверждением, то хлопаете, а не согласны – нет.
• В эту банку (учитель демонстрирует банку в 1 литр) умещается 1 сантиметр жидкости.
• Массу арбуза нельзя измерить в литрах.
• Объем жидкости измеряется в килограммах.
• Единица измерения объема жидкости называется литр.
Б) Беседа о значении измерений. Сообщения учащихся.
– Ребята, а для чего надо измерять объем жидкости, измерять длину, массу?
– Очень интересно иногда что-то измерить. Измерения - одно из важнейших дел в современной жизни. Но не всегда
было так. Сейчас ребята расскажут вам о некоторых фактах.
Измерения - одно из важнейших дел в современной жизни. Но не всегда было так. Когда первобытный человек убивал медведя он, конечно, радовался, если тот оказывался большим. Это обещало сытую жизнь ему и всему племени на долгое время. Но он не тащил тушу медведя на весы: в то время никаких весов не было. Позднее люди стали жить группами. Начался обмен товарами. Тогда появилась нужда в измерениях. Царские писцы должны были знать, какова площадь поля у крестьянина, сколько зерна он должен отдать царю. Когда начали строить корабли, нужно было заранее наметить размеры: иначе корабль затонул бы.
Первоначальные древние меры жидкости - бочка и ведро – остаются неустановленными . Есть основание полагать, что ведро вмещало 33 фунта воды, а бочка – 10 ведер.
- Мы проведем практическую работу, поможем Маше и Мише заполнить аквариум в компьютерной долине.
- Ваша задача налить воду в аквариум
и не намочить пол. Использовать можно только 2 кнопки: +3 и - 2
- Добились ли мы своей цели?
- Молодцы! Вот как много мы успели сделать сегодня на уроке, много чему научились. Значит, цели урока мы выполнили!
- С. 102 №221 (2,3), измерять вместимость кастрюль литровыми банками, а также другими мерками.
- А теперь урок закончен. Спасибо за работу. Мне очень понравился сегодняшний урок. Вы – молодцы!
- Я предлагаю узнать, сколько воды в каждом сосуде.
- Можно ещё узнать, сколько всего воды во всех сосудах.
- Можно выяснить, где воды больше, а где меньше.
- Я предлагаю взять ведро, слить всю воду вместе и измерить её количество.
-Можно поставить все сосуды в ряд и измерить высоту воды линейкой.
- Я думаю, нужно взвесить воду и сразу станет ясно, где масса воды больше.
- Нам нужна какая -нибудь мерка.
- Лучше работать в группах.
- Затем сравним результат каждой группы.
- А затем проверим по учебнику.
ПРОВЕРКА:
1 гр.- 5 ст. по 0,2л;
2 гр.- 4 кр. по 0,25л;
3 гр. – 2 б. по 0,5л.
- У ребят первой группы налито больше воды: ведь в кастрюлю поместилось 5 мерок, а это больше, чем 4 и 2.
– Но кастрюля тяжелая железная, а кувшин пластмассовый – легкий, вес будет разный.
– Давайте поставим посуду в ряд и посмотрим, где воды выше, там и больше.
– Но ведь так тоже не получится. Кастрюля широкая и банки разной ширины. Будет не правильно.
– Надо воду перелить куда-то
- Нужна какая-то мерка.
– У второй группы 10 мерок, значит у них воды больше.
– Но у них мерка самая маленькая, а у нас банка самая большая, поэтому всего 2 мерки.
– Так нечестно, надо, чтобы у всех мерки были одинаковые.
- Это литр.
- Воды сразу было одинаково на каждом столе, только мы не смогли ее сравнить, потому что посуда была разная, а единой мерки у нас не было.
- Можно сказать, что количество воды в банках получилось одинаковое, а мерки были разные.
- Мы взяли разные мерки, а нужно было одинаковые.
- В магазинах продают сок в пакетах 1 литр, 2 литра.
- Мама покупает молоко, кефир в пактах по 1 литру.
- Папа заправляет на заправке машину бензином, ему автомат заливает 10 литров, 20 литров.
– Новая единица измерения жидкости.
– Жидкость измеряют в литрах.
Дети читают.
– Я узнал, что литры сокращенно пишутся буквой л.
– А еще, если измеряют жидкость, то говорят, что измеряют вместимость.
Дети читают: 6л , 28л , 15л.
1+1+1+1=4 л
– Это математическое равенство.
– Это сумма четырех одинаковых чисел.
- Ванна, тазик, бочка, ведро, кадка….
- не хлопают
- хлопают
- не хлопают
- хлопают
К доске выходят ученики. У каждого рисунок, иллюстрирующий его сообщение.
• Тело человека на две трети состоит из жидкости, значит во мне примерно 14 литров жидкости.
• Страус, самая большая птица на земле, за один раз может выпить 70 литров воды.
• А верблюд выпивает 100 литров воды за один раз.
• Через струю воды шириной в иголку вытекает примерно 800 литров воды в сутки.
Дети выполняют работу в паре.
– Мы должны были научиться измерять количество жидкости в посуде.
– Мы можем сравнивать вместимость разной посуды.
– А еще, если нужно будет узнать, сколько литров в двух или трех сосудах мы сможем найти.
- Да.
В заключение предлагаю вам игру «Математическая грамматика»
ЖИЗНЬ - ЗНЬ+ Д+КОСТЬ=
ИЗВОЗ-ВОЗ+ МЕРА–А+ ИТЬ=
ЛИЛ – Л +ТР=
А вот вам в подарок – загадка.
Смастерили из досок
И надели поясок,
И хранит посуда эта
С грядки собранное лето.
- Как вы думаете, является ли бочка мерой измерения вместимости? Узнайте у родителей или в библиотеке, чем раньше измеряли жидкость. ПРОВЕРКА.
Дети доказывают решения каждого задания, объясняют поставленные знаки.
- Закрепляли ранее изученный материал
ЖИДКОСТЬ
ИЗМЕРИТЬ
ЛИТР.
Бочка.
|