Факторы психического развития ребёнка: обучение, воспитание и активность

 

Ранее нами уже были рассмотрены наследственность и среда, их влияние на психическое развитие ребёнка. Теперь более подробно остановимся на следующих факторах: обучение, воспитание и активность.

 Не всякое обучение является эффективным, а лишь то, которое опережает развитие, ведёт его за собой. Дети под руководством старших усваивают достижения человеческой культуры, что определяет их движение вперёд. Движущая сила психического развития – это внутренние противоречия между уже достигнутым уровнем и тем новым содержанием, которым человек овладеет.

 Задача обучения – формирование и развитие у ребёнка психических особенностей, качеств и свойств, характеризующих высокий уровень развития на данном возрастном этапе и в это же время подготавливающих закономерный переход к следующему возрастному этапу, более высокому уровню психического развития.

  Какова роль воспитания в формировании психического развития ребёнка однозначно не скажет ни один психолог. Одни утверждают, что воспитание полностью бессильно, если присутствует неблагоприятная наследственность и отрицательное влияние среды. Другие считают, что воспитание является единственным средством изменения человеческой природы.

 Воспитание позволяет управлять активностью ребёнка и процессом его психического развития. Оно формирует характер потребностей и систему отношений личности, основываясь на её сознании и требуя её участия.

 Воспитание должно обеспечивать поведение ребёнка, соответствующее принятым в обществе нормам и правилам поведения. Заметьте, что это совершенно не исключает формирование индивидуальных черт личности.

 Активность — это деятельное состояние организма, являющееся условием существования и поведения человека.

 Человек является активным деятельным существом, поэтому внешние воздействия определяют его психику не прямо, а через процесс взаимодействия со средой, через деятельность в этой среде. Активность проявляет себя в активациях, поисковой активности, в различных рефлексах, воле, актах свободного самоопределения.

 Внешние условия и обстоятельства всегда преломляются через жизненный опыт человека, его личность, индивидуальные и психические особенности. Человек, как активное существо, может сам менять свою собственную личность, то есть заниматься самоактуализацией, саморазвитием и самопостроением.

 Активность проявляется в способности в определённых пределах блокировать или усиливать как позитивные, так и негативные организменные или средовые ограничения и выходить за рамки заданных условий жизнедеятельности (творчество, инициатива, поиск, преодоление и т.д.)

 Активность индивида больше всего проявляется в периоды взросления и возрастных кризисов, когда особую роль приобретают открытие и переоценка своего Я, исследование возможностей преодоления своей активностью генетических и средовых ограничителей.

 Растите здоровыми!