Факторы психического развития ребёнка: обучение, воспитание и
активность
Ранее нами уже были рассмотрены наследственность и среда, их
влияние на психическое развитие ребёнка. Теперь более подробно остановимся на
следующих факторах: обучение, воспитание и активность.
Не всякое обучение является эффективным, а лишь то, которое
опережает развитие, ведёт его за собой. Дети под руководством старших усваивают
достижения человеческой культуры, что определяет их движение вперёд. Движущая
сила психического развития – это внутренние противоречия между уже достигнутым
уровнем и тем новым содержанием, которым человек овладеет.
Задача обучения – формирование и развитие у ребёнка
психических особенностей, качеств и свойств, характеризующих высокий уровень
развития на данном возрастном этапе и в это же время подготавливающих
закономерный переход к следующему возрастному этапу, более высокому уровню
психического развития.
Какова роль воспитания в формировании психического развития
ребёнка однозначно не скажет ни один психолог. Одни утверждают, что воспитание
полностью бессильно, если присутствует неблагоприятная наследственность и
отрицательное влияние среды. Другие считают, что воспитание является
единственным средством изменения человеческой природы.
Воспитание позволяет управлять активностью ребёнка и
процессом его психического развития. Оно формирует характер потребностей и
систему отношений личности, основываясь на её сознании и требуя её участия.
Воспитание должно обеспечивать поведение ребёнка,
соответствующее принятым в обществе нормам и правилам поведения. Заметьте, что
это совершенно не исключает формирование индивидуальных черт личности.
Активность — это деятельное состояние организма, являющееся
условием существования и поведения человека.
Человек является активным деятельным существом, поэтому
внешние воздействия определяют его психику не прямо, а через процесс
взаимодействия со средой, через деятельность в этой среде. Активность проявляет
себя в активациях, поисковой активности, в различных рефлексах, воле, актах
свободного самоопределения.
Внешние условия и обстоятельства всегда преломляются через
жизненный опыт человека, его личность, индивидуальные и психические
особенности. Человек, как активное существо, может сам менять свою собственную
личность, то есть заниматься самоактуализацией, саморазвитием и
самопостроением.
Активность проявляется в способности в определённых пределах
блокировать или усиливать как позитивные, так и негативные организменные или
средовые ограничения и выходить за рамки заданных условий жизнедеятельности
(творчество, инициатива, поиск, преодоление и т.д.)
Активность индивида больше всего проявляется в периоды
взросления и возрастных кризисов, когда особую роль приобретают открытие и
переоценка своего Я, исследование возможностей преодоления своей активностью
генетических и средовых ограничителей.
Растите здоровыми!