Если ребенок – левша

Если вы воспитываете маленького левшу, то, прежде всего, позвольте от души вас поздравить. Вам выпал редкий шанс посмотреть на мир другими глазами - глазами художника, поэта, фантазера, философа. Ни в коем случае не поддавайтесь соблазну привести вашего ребенка «к общему знаменателю» и не разрешайте это делать родственникам или учителям. Мало того, что это попросту бесполезно, но, что еще хуже, чревато расстройствами поведения и невротическими реакциями у ребенка. Психологи давно доказали, что левшей нельзя переучивать, ведь леворукость - это не болезнь, не дурная привычка и не прихоть. 

То, какую руку мы предпочитаем, заложено врожденными генетическими особенностями, особенностями внутриутробного развития и протекания родов. До 4 лет предпочтение руки может менятся, но если к этому возрасту, ребенок устойчиво предпочитает действовать левой рукой, и если в семье есть левши, то имеет смысл проконсультироваться с нейропсихологом (специалистом, изучающим индивидуальные особенности развития мозга) на предмет дальнейшей стратегии в обучении ребенка. Некоторые дети одинаково хорошо владеют правой и левой рукой, их называют амбидекстрами. Особенности психики у таких детей могут быть такими же, как у леворуких, но они легко привыкают писать правой рукой и не страдают от переучивания (которое им, собственно, и не требуется). Иногда у праворуких детей имеется как бы «скрытое левшество», в котором можно убедиться при помощи специальных тестов. Например, если при переплетении пальцев рук в замок сверху ложится левый большой палец, а при переплетении рук на груди сверху оказывается левое предплечье.

Как правило, леворукие дети отличаются творческой одаренностью и нестандартностью мышления. Вместе с этим, именно среди леворуких детей много трудных подростков и детей с проблемами в обучении. Это вовсе не значит, что левши обладают худшими способностями к учебе, а говорит лишь о том, что наша усредненная система образования не учитывает особенности развития леворуких детей и не располагает программами обучения, рассчитанными именно на таких детей. Поэтому родителям леворуких детей не стоит полностью полагаться на школу или детский сад в вопросах всестороннего развития. Лучше всего, если вы сами сможете разивать своего ребенка, с учетом его особенностей.

Маленькие левши очень эмоциональны, впечатлительны, тревожны. Они тонко чувствуют окружающий мир, умеют видеть детали, воспринимают многие явления в первую очередь через эмоции, иррационально. Чем ближе школьная пора, тем сложнее становится левшам в упорядоченном мире знаков, с которыми у них особые отношения. К тому же, левшам очень сложно привыкнуть и соблюдать строгий режим дня. Они вообще с трудом принимают любые правила и ограничения, коих в школе очень много. Также леворуким детям бывает трудно работать в классе - им необходима собственная инициатива и интуиция, индивидуальная работа. Еще одна сложность, связанная с обучением левшей, заключается в том, что в школе им просто скучно. Для того, чтобы процесс учебы был эффективен, левши должны обязательно опираться на зрительное восприятие и пространственное мышление, а не на устные объяснения и письменные инструкции. Для лучшего понимания материала им требуется опора на рисунок, предмет, наглядное пособие. Например, таким детям лучше позволить зарисовывать условие задачи, а не записывать его, что, увы, не всегда возможно в условиях класса. В целом, обучение левшей должно быть более ярким и визуально насыщенным.

Если ваш ребенок только пошел в школу (или подготовительную группу детского сада), обязательно поговорите с учительницей об особенностях вашего ребенка, заручившись ее поддержкой и пониманием. Так, например, в классе за партой леворукий ребенок должен всегда сидеть слева от своего соседа так, чтобы правая рабочая рука соседа по парте не помешала ему при письме. Настольная лампа должна располагаться справа от ребенка. Тетрадь должна лежать с наклоном так, чтобы правый нижний угол страницы, на которой пишет ребенок, был направлен к середине его груди. Леворукому ребенку трудно ориентироваться в тетради, в строке. Он не может сразу распределить сторону, с которой нужно начинать писать, путает направление. В таких случаях левую сторону листа следует отметить цветным карандашом или налейкой.

Многие леворукие дети испытывают сложности, связанные с феноменом зеркальности. Наиболее характерным проявлением зеркального отражения является зеркальное письмо, чтение, рисование, восприятие. Частота зеркального письма у леворуких детей составляет 85%. Как правило, это явление связано с недостаточно хорошо развитыми связями между двумя полушариями мозга. К 10 годам зеркальность постепенно уходит по мере созревания этих связей, также существуют специальные упражения, развивающие межполушарное взаимодействие. Например, рисование одновременно обеими руками зеркально-симметричных узоров.

Несмотря на возможные сложности в обучении вашего ребенка письму и грамоте и непонимание его особенностей педагогами, всегда относитесь к нему, как к единственному и неповторимому. Ищите специалистов, творческие клубы, школы, где атмосфера и методики обучения будут наилучшим образом отвечать его потребностям. Только так вы сможете вырастить по-настоящему талантливую, самобытную, гармоничную личность, комфортно и уверенно чувствующую себя в нашем праворуком мире.

Необходимо ли переучивать ребенка-левшу?

Ни в коем случае заниматься этим нельзя, ведь тем самым вы пытаетесь обмануть природу – а делать это бесполезно и крайне не рекомендуется, иначе последствия для малыша могут быть очень печальными. Если вы станете переучивать леворукого ребенка, то это значит, что вы пытаетесь перестроить и изменить работу его головного мозга. При переучивании психика малыша становится все более неустойчивой, и чем настойчивее вы это будете делать, тем нервознее будет становиться ребенок. Кроме этого, переучивание левши грозит неуспеваемостью в школе, отставанием в физическом развитии, нарушением речи и мыслительных процессов. У переученных леворуких детей нарушается сон и аппетит, возможен энурез – недержание мочи, заикание, проблемы с пищеварительной системой и другие весьма неприятные последствия. Таким образом, на вопрос, переучивать ребенка-левшу или нет, можно дать однозначный ответ, что нет, этого делать ни в коем случае нельзя. Потому что тем самым меняется не просто перекладывание ложки, ручки и других предметов из левой руки в правую, а работа полушарий головного мозга.

Если ваш леворукий ребенок пришел в первый класс, и вы замечаете, что педагог ему снижает оценки за каллиграфию при письме, то это неправомерно. Подобная ситуация оговаривается в методических рекомендациях Министерства здравоохранения от 1985 года, которые до настоящего времени никто не отменял. В этом же документе говорится о запрете в переучивании леворуких детей и снижении требований при оценке каллиграфии почерка ребенка-левши. Согласно данным методическим рекомендациям, у леворуких школьников допускается вертикальное написание букв и их наклон влево. Таким образом, именно от родителей во многом зависит по какому пути пойдет развитие леворукого ребенка: он будет нормально развиваться с леворукостью или станет переученным праворуким невротиком, с комплексами, заболеваниями и с психическими расстройствами.

Развеиваем комплекс левши

Вследствие неправильных действий взрослых у леворукого ребенка может появиться комплекс левши. Если человек по тем или иным параметрам отличается от других людей, то у него могут возникнуть комплексы. Вспомните, как называли сверстники в школе высоких, полных детей, то же самое может произойти и с левшами, хотя дети на леворукость своего сверстника, как, правило, внимания не обращают. Главная причина, когда у лекорукового ребенка появляется комплекс, кроется в неправильном поведении взрослых: родителей, педагогов и других. Если не заострять внимание на леворукости ребенка, то комплекс не появится. Поэтому не подчеркивайте эту биологическую особенность вашего малыша, чтобы он не думал, что леворукость – это что-то особенное и этого нужно стесняться. Если вы замечаете, что педагог или другой человек заостряет на этом внимание, то побеседуйте с ним, скорее всего, он это делает в лучших побуждениях, не зная о негативных последствиях этого. Если же ваш разговор не привел к желаемому результату, то лучше оградить общение ребенка с этим человеком. Если этого не сделать, то появится комплекс левши со всеми его «прелестями»: замкнутостью, эмоциональными расстройствами, необщительностью и так далее. Кроме этого, если у ребенка что-то не получается, то не нужно ставить ему в пример праворукого ребенка. В таких случаях лучше вспомнить его предыдущие успешные результаты или приободрить его, что у него все обязательно получится.

Особенности обучения левши

Совершенно очевидно, что некоторые особенности леворуких детей нужно учитывать при их обучении и воспитании. Если вы уже точно знаете, что ваш малыш-левша, то как можно раньше нужно начинать развивать левую руку. Например, в этом поможет такое упражнение - пусть малыш положит ладонь на стол и по очереди отрывает от поверхности стола каждый пальчик, но сама ладонь при этом должна быть неподвижной. Так как у леворуких детей преобладает образное мышление, то это нужно использовать при обучении. Например, обучая буквам, их можно с чем-то сравнивать: букву «Ф» - с очками, «А» - с домиком и так далее. Ассоциации можно подбирать и к цифрам. Необходимо знать, что левши часто пишут буквы зеркально. Научить понимать, какая буква написана правильно, а какая зеркально, поможет простое упражнение: напишите в ряд, например, букву «Б», но одну букву напишите зеркально, пусть ребенок ее найдет. То же самое можно проделать со всеми буквами.

Обратите внимание, что при письме свет должен падать не слева, как у правшей, а справа. Если ваш ребенок-левша пишет буквы вертикально или с наклоном влево, то не стоит его за это ругать, просто ему так гораздо удобнее. Очень часто левши находят оригинальные решения тех или иных вопросов, проблем, в связи с чем часто не следуют инструкциям педагога, а предпочитают делать по своему собственному алгоритму. Так, например, складывая числа на математике, педагог учит сначала прибавлять единицы, потом десятки. Но многие левши так не делают. Если требуется к 25 прибавить 14, то они могут к 25 сначала прибавить 15, а потом вычесть 1.

Иногда у левшей можно заметить небрежность и неаккуратность при рисовании, лепке и других занятиях. Категорически не рекомендуется это пресекать, потому что левши в своем большинстве – люди творческие, а, как известно, им свойственная некоторая небрежность.

Советы родителям ребенка-левши

1. Не переучивайте левшу сами и не давайте это делать другим. Перед тем, как ваш ребенок пойдет в первый класс, поговорите с учителем, чтобы он был в курсе и помогал вам в воспитании и обучении ребенка-левши.

2. Если ваш ребенок чрезмерно эмоционален и в чем-то неаккуратен, то не кричите и не наказывайте его за это. Помните, что в этом виноват не он сам, а особенность его головного мозга, вследствие которой, он, например, может расплакаться и эмоционального переживать за героев мультфильма.

3. Левши – творческие дети и их фантазия просто безгранично. Не смейтесь над его небылицами, которые он может рассказывать вам взахлеб. Например, что ночью он был на Марсе, на прогулке в детском саду виделся с загадочным животным и так далее.

4. Помните, левша мыслит и запоминает образами, поэтому во время обучения для лучшего запоминания используйте картинки и другие наглядные пособия.

5. Ребенка-левшу не рекомендуется отдавать в кружки и другие детские объединения, где большое количество детей. Это связано с тем, что леворукие дети с трудом подчиняются жестким правилам.

6. Как можно раньше научите ребенка-левшу правильно держать ручку – так, как это необходимо именно леворукому ребенку. Воспользуйтесь специальными прописями для левшей.

7. Не перегружайте ребенка домашними делами и занятиями, но при этом следите, чтобы он не болтался просто так. Ребенок-левша очень ранимый и чувствительный, старайтесь не кричать и не наказывать его, выберите другую тактику воспитания, способную привести к желаемому результату. Если вам это затруднительно, не бойтесь обращаться к детским психологам за помощью и консультацией.

Заключение

Если ваш ребенок – левша, то вы просто обязаны знать психологические и другие особенности таких детей. Это позволит вам правильно его воспитать, не привив своему малышу комплекс «леворучки». История знает огромное количество гениальных людей, которые были левшами, и возможно, благодаря именно этой своей особенности, создали свои вечные шедевры. Среди таких людей множество ученых, композиторов, художников, писателей, полководцев и президентов, актеров и других. Левшами были Ньютон и Эйнштейн, Бах и Бетховен, Пикассо и Микеланджело, Леонардо да Винчи и Маяковский, Македонский, Бонапарт и Юлий Цезарь, Авраам Линкольн и Чарли Чаплин, Мерилин Монро и многие, многие другие. Согласитесь, при таком внушительном звездном списке, наверно, не так уж и плохо быть левшой! Обратите внимание, и возможно, в вашем ребенке-левше скрыты какие-то таланты, которые ему необходимо помочь развить.