Если ребенок – левша
Необходимо ли переучивать
ребенка-левшу?
Ни в коем случае заниматься этим нельзя, ведь тем самым вы пытаетесь
обмануть природу – а делать это бесполезно и крайне не рекомендуется, иначе
последствия для малыша могут быть очень печальными. Если вы станете переучивать
леворукого ребенка, то это значит, что вы пытаетесь перестроить и изменить
работу его головного мозга. При переучивании психика малыша становится все
более неустойчивой, и чем настойчивее вы это будете делать, тем нервознее будет
становиться ребенок. Кроме этого, переучивание левши грозит неуспеваемостью в
школе, отставанием в физическом развитии, нарушением речи и мыслительных
процессов. У переученных леворуких детей нарушается сон и аппетит, возможен
энурез – недержание мочи, заикание, проблемы с пищеварительной системой и
другие весьма неприятные последствия. Таким образом, на вопрос, переучивать
ребенка-левшу или нет, можно дать однозначный ответ, что нет, этого делать ни в
коем случае нельзя. Потому что тем самым меняется не просто перекладывание
ложки, ручки и других предметов из левой руки в правую, а работа полушарий
головного мозга.
Если ваш леворукий ребенок пришел в первый класс, и вы замечаете, что
педагог ему снижает оценки за каллиграфию при письме, то это неправомерно.
Подобная ситуация оговаривается в методических рекомендациях Министерства
здравоохранения от 1985 года, которые до настоящего времени никто не отменял. В
этом же документе говорится о запрете в переучивании леворуких детей и снижении
требований при оценке каллиграфии почерка ребенка-левши. Согласно данным
методическим рекомендациям, у леворуких школьников допускается вертикальное
написание букв и их наклон влево. Таким образом, именно от родителей во многом
зависит по какому пути пойдет развитие леворукого ребенка: он будет нормально
развиваться с леворукостью или станет переученным праворуким невротиком, с
комплексами, заболеваниями и с психическими расстройствами.
Развеиваем комплекс левши
Вследствие неправильных действий взрослых у леворукого ребенка может
появиться комплекс левши. Если человек по тем или иным параметрам отличается от
других людей, то у него могут возникнуть комплексы. Вспомните, как называли
сверстники в школе высоких, полных детей, то же самое может произойти и с
левшами, хотя дети на леворукость своего сверстника, как, правило, внимания не
обращают. Главная причина, когда у лекорукового ребенка появляется комплекс,
кроется в неправильном поведении взрослых: родителей, педагогов и других. Если
не заострять внимание на леворукости ребенка, то комплекс не появится. Поэтому
не подчеркивайте эту биологическую особенность вашего малыша, чтобы он не
думал, что леворукость – это что-то особенное и этого нужно стесняться. Если вы
замечаете, что педагог или другой человек заостряет на этом внимание, то
побеседуйте с ним, скорее всего, он это делает в лучших побуждениях, не зная о
негативных последствиях этого. Если же ваш разговор не привел к желаемому
результату, то лучше оградить общение ребенка с этим человеком. Если этого не
сделать, то появится комплекс левши со всеми его «прелестями»: замкнутостью,
эмоциональными расстройствами, необщительностью и так далее. Кроме
этого, если у ребенка что-то не получается, то не нужно ставить ему в
пример праворукого ребенка. В таких случаях лучше вспомнить его предыдущие
успешные результаты или приободрить его, что у него все обязательно получится.
Особенности обучения левши
Совершенно очевидно, что некоторые особенности леворуких детей нужно
учитывать при их обучении и воспитании. Если вы уже точно знаете, что ваш
малыш-левша, то как можно раньше нужно начинать развивать левую руку. Например,
в этом поможет такое упражнение - пусть малыш положит ладонь на стол и по
очереди отрывает от поверхности стола каждый пальчик, но сама ладонь при этом
должна быть неподвижной. Так как у леворуких детей преобладает образное
мышление, то это нужно использовать при обучении. Например, обучая буквам, их
можно с чем-то сравнивать: букву «Ф» - с очками, «А» - с домиком и так далее.
Ассоциации можно подбирать и к цифрам. Необходимо знать, что левши часто пишут
буквы зеркально. Научить понимать, какая буква написана правильно, а какая
зеркально, поможет простое упражнение: напишите в ряд, например, букву «Б», но
одну букву напишите зеркально, пусть ребенок ее найдет. То же самое можно
проделать со всеми буквами.
Обратите внимание, что при письме свет должен падать не слева, как у
правшей, а справа. Если ваш ребенок-левша пишет буквы вертикально или с
наклоном влево, то не стоит его за это ругать, просто ему так гораздо удобнее.
Очень часто левши находят оригинальные решения тех или иных вопросов, проблем,
в связи с чем часто не следуют инструкциям педагога, а предпочитают делать по
своему собственному алгоритму. Так, например, складывая числа на математике,
педагог учит сначала прибавлять единицы, потом десятки. Но многие левши так не
делают. Если требуется к 25 прибавить 14, то они могут к 25 сначала прибавить
15, а потом вычесть 1.
Иногда у левшей можно заметить небрежность и неаккуратность при рисовании,
лепке и других занятиях. Категорически не рекомендуется это пресекать, потому
что левши в своем большинстве – люди творческие, а, как известно, им
свойственная некоторая небрежность.
Советы родителям
ребенка-левши
1. Не переучивайте левшу сами и не давайте это делать другим. Перед тем,
как ваш ребенок пойдет в первый класс, поговорите с учителем, чтобы он был в
курсе и помогал вам в воспитании и обучении ребенка-левши.
2. Если ваш ребенок чрезмерно эмоционален и в чем-то неаккуратен, то не
кричите и не наказывайте его за это. Помните, что в этом виноват не он сам, а
особенность его головного мозга, вследствие которой, он, например, может
расплакаться и эмоционального переживать за героев мультфильма.
3. Левши – творческие дети и их фантазия просто безгранично. Не смейтесь
над его небылицами, которые он может рассказывать вам взахлеб. Например, что
ночью он был на Марсе, на прогулке в детском саду виделся с загадочным животным
и так далее.
4. Помните, левша мыслит и запоминает образами, поэтому во время обучения
для лучшего запоминания используйте картинки и другие наглядные пособия.
5. Ребенка-левшу не рекомендуется отдавать в кружки и другие детские
объединения, где большое количество детей. Это связано с тем, что леворукие
дети с трудом подчиняются жестким правилам.
6. Как можно раньше научите ребенка-левшу правильно держать ручку – так,
как это необходимо именно леворукому ребенку. Воспользуйтесь специальными
прописями для левшей.
7. Не перегружайте ребенка домашними делами и занятиями, но при этом
следите, чтобы он не болтался просто так. Ребенок-левша очень ранимый и
чувствительный, старайтесь не кричать и не наказывать его, выберите другую
тактику воспитания, способную привести к желаемому результату. Если вам это
затруднительно, не бойтесь обращаться к детским психологам за помощью и
консультацией.
Заключение
Если ваш ребенок – левша, то вы просто обязаны знать психологические и
другие особенности таких детей. Это позволит вам правильно его воспитать, не
привив своему малышу комплекс «леворучки». История знает огромное количество
гениальных людей, которые были левшами, и возможно, благодаря именно этой своей
особенности, создали свои вечные шедевры. Среди таких людей множество ученых,
композиторов, художников, писателей, полководцев и президентов, актеров и
других. Левшами были Ньютон и Эйнштейн, Бах и Бетховен, Пикассо и Микеланджело,
Леонардо да Винчи и Маяковский, Македонский, Бонапарт и Юлий Цезарь, Авраам
Линкольн и Чарли Чаплин, Мерилин Монро и многие, многие другие. Согласитесь,
при таком внушительном звездном списке, наверно, не так уж и плохо быть левшой!
Обратите внимание, и возможно, в вашем ребенке-левше скрыты какие-то таланты,
которые ему необходимо помочь развить.